Почему нам нравится вкус кофе?
Действительно, как вообще может нравиться эта горечь? В организме не зря развился механизм распознавания горечи — это своеобразная система предупреждения, чтобы...

Oriient решит проблему навигации в помещениях
В современном цифровом мире мы можем забыть о существовании физических зданий. Однако они существуют, и не все задачи можно решить сидя в кресле или на диване.

Правильный настрой на рабочий день ведет к росту производительности
Ученые установили, что если человек в личное время умеет отключаться от работы и расслабляться, это здорово.

Как мотивировать персонал и зарабатывать больше без дополнительных затрат
Не поверите, но для этого не нужно проходить дорогостоящие курсы или тренинги, внедрять в компании антигуманные системы управления и оргсхемы.Просто благодарите...

Новый сплав на основе вольфрама противостоит радиации без повреждений
Больше всего новинка востребована в среде с экстремальным облучением, например, в магнитных термоядерных реакторах.Все предшественники, к слову, в столь агрессивной среде дают...

Открыты свойства идеального катализатора
Эффективные и недорогие химические процессы придут в промышленность, от создания батарей до моющих средств.И все благодаря новой работе ученых из университета штата Орегон,...

Новые датчики движения реагируют на пожарных
Исследователи из университета Макмастера разработали огнестойкие датчики, способные отслеживать перемещения пожарных, сталеваров, шахтеров и других в труднодоступной...

Годичные кольца деревьев позволят заглянуть в прошлое и будущее
Спутниковые снимки, замеры углекислого газа и компьютерные модели помогают понять, как в мире меняется климат и углеродная динамика.Но эта технология не показывает...

Асгардия доказывает жизнеспособность цифрового государства
Космическая нация утвердила свою национальную символику и представила на конференции в Давосе уникальную бизнес-модель цифрового государства.

Работать и решать задачи лучше в полной тишине
Популярное суждение о том, что музыка увеличивает креативность, оспорили ученые из университета Центрального Ланкашира, университета Евле в Швеции и университета Ланкастера.

Властью придется делиться
Парламентские выборы в Молдове, прошедшие в минувшее воскресенье, привели к победе трех политических сил: пророссийской, прозападной и радикально прозападной. Они набрали сопоставимое...

Курс рубля абсорбирует шок
Moody's Investors Service опубликовало исследование о российской экономике, перечислив ключевые риски для нее в среднесрочной перспективе.  Главной проблемой, пишет РБК со ссылкой на текст...

Читайте нас в соцсетях

 

24 июня 2019

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На Исторической сцене Большого театра с аншлагом прошел юбилейный концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.


Пять лет назад здесь же, на Исторической сцене Большого, ансамбль Моисеева справлял свое 75-летие. В официальных речах его все так же называли "визитной карточкой нашей страны", аплодисменты гремели, труднейшую программу артисты танцевали все с тем же захватывающим драйвом и техническим мастерством. Настоящий "день сурка", который, однако, не отдает рутиной или пресной стабильностью. Напротив — он заставляет заново прожить каждое мгновение, вглядываясь в наизусть знакомые номера Моисеева, вошедшие в историю наравне с классическими шедеврами вроде "Теней" Мариуса Петипа или "лебединого" акта Льва Иванова.

На самом деле репертуар "советского" ансамбля — будь то "Хота", русское "Лето" или матросское "Яблочко" — классичен в самом прямом значении слова. Солист Большого театра Игорь Моисеев, заставший в его репертуаре дореволюционные балеты Горского и Петипа, ставил свои народные танцы по канонам XIX века: унифицируя кордебалет, используя лейтмотивы одинаковых движений, расчерчивая сцену мгновенно меняющимся рисунком кордебалетных перестроений и взрывая ласкающую глаз сценическую геометрию сольными вариациями, трио, квартетами. Попутно Моисеев оттачивал классическую технику артистов — заставлял их тянуть подъемы, выворачивать ноги, вскидывать большие батманы выше головы и садиться в глубочайшие плие. Понятно, что такой — дореволюционной — культурой не обладали ни советские, ни нынешние авторы, работающие в народном стиле. И потому понятно, что обновить репертуар (а это, казалось бы, обязательно для любого живого коллектива) ансамблю невероятно сложно.

И все же ансамбль не просто жив, он выглядит преступно молодо. В бодрую юбилейную программу, составленную преимущественно из динамичных массовых номеров, включили танцы, вошедшие в репертуар уже после смерти отца-основателя. Удачно вписался в моисеевский стиль адыгский танец "Тляпатет" Аслана Хаджаева. Красавицы в длинных платьях, чертящие на сцене кружева рисунков своими плавными, но быстрыми переходами, отбивающие ритм трещотками и туфлями на платформах, напоминающими японские гэта,— пряная и экзотичная деталь в арсенале моисеевцев. Живое, изощренное и на удивление своевольное корейское "Трио" с веерами (подарок Ким Чен Ира, поклонника моисеевцев,— вождь прислал в Москву и балетмейстера, и костюмы) могло бы занять место на любом балетном балу, потеснив какой-нибудь "Танец с барабанами".

Пополняется репертуар и хорошо забытым старым. Номер "Рок-н-ролл" при своем рождении в 1961 году (после возвращения ансамбля из триумфальных гастролей по США) носил название "Назад к обезьянам", но сатирический камуфляж не скрыл упоительности ультрасовременного (в те времена) танца. Сумасшедшие трюки заокеанских "обезьян" вызывали экстаз зрителей, ущемляя права истинно народных танцев, а потому цековские кураторы порекомендовали Моисееву забыть об американской "сатире". Хореограф все-таки протащил рок-н-ролл на сцену — под видом плясок чертей и ведьм в "Ночи на Лысой горе". Теперь возобновили исходный танец — под джаз-бэнд, который составили солисты ансамблевого оркестра, и артисты отожгли его с фантастическим мастерством и демонстративным удовольствием — будто рок-н-ролл изобретен вчера.

Артисты моисеевской школы — вот второй залог очевидного бессмертия труппы, которой нипочем 80 лет социальных, политических и экономических катаклизмов. Как и пять лет назад, наповал сразили 12-летние дети, станцевавшие внешне незатейливый, но адски изнурительный белорусский "Крыжачок" — этакий искус, которому подвергаются все новобранцы ансамбля. Присев до полного растяжения голеностопа, втянув костлявые попки, максимально откинув назад намеренно деревянный корпус, высоко вскидывая колени и проскакивая на опорной ноге так плавно, чтобы из воображаемого стакана воды, поставленного на голову, не пролилось ни капли, юные моисеевцы огибали этим шажком гигантскую сцену Большого театра, сияя улыбками. И никто (кроме тех, кто испытал "Крыжачок" на себе) не заподозрил бы, что в этом танце ноги отсыхают уже на пятом шаге, брюшной пресс сводит судорогой, а лицо — гримасой боли. Чем мотивируют детей, за полгода превращая их в аскетов и героев, как воспитывают их волю, самообладание и послушание — секрет моисеевской фирмы, который породившему ансамбль государству так и не удалось раскрыть. А то бы понаделало тут гвоздей.

к источнику новости