ФСБ предотвратила теракт в Санкт-Петербурге
Сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) предотвратили теракт в Санкт-Петербурге.Сегодня российские силовики задержали выходца из Центральной Азии, который планировал устроить...

В Белоруссии отреагировали на запрет ввоза молока в Россию
Белоруссия удивлена решением Россельхознадзора запретить ввоз в Россию молока и отдельных видов молочной продукции из республики.Как заявил первый заместитель министра сельского...

Названы главные злодеи в истории кино
Рейтинг лучших отрицательных персонажей в фильмах о супергероях составили эксперты портала Vulture.Согласно опросу, который они провели среди постоянных пользователей различных...

В России объяснили переброску истребителей Су-57 в Сирию
Стали известны причины переброски в Сирию новейших российских истребителей пятого поколения Су-57.О них рассказал топ-менеджер одного из предприятий оборонной промышленности, а также...

«Гонка на дно»
Министры финансов крупнейших европейских стран готовы дать отпор Америке, которая своей налоговой реформой нарушает правила ВТО. Они заявили об этом в Брюсселе, где во вторник прошло...

Первое золото России
 Золото Загитовой, слезы Медведевой На фоне всех сомнений в потенциале олимпийской сборной, уже задолго до начала Игр было ясно, что в женском одиночном катании россиянки «золото» никому не...

Кому писан закон о реинтеграции
Закон, принятый 21 февраля Верховной радой, против ожиданий, вызвал довольно вялую мировую реакцию. Этот документ, раскритиковал глава российского внешнеполитического ведомства Сергей...

Иммерсивная выставка американского художника Андроида Джонса «Самскара» продлится до конца марта
В честь теплого приема иммерсивного проекта «Самскара» в столице организаторы продлят выставку, а художник лично посетит Россию. С 22 по 26 февраля «цифровой алхимик» посетит Москву. Андроид...

Вооруженные силы ДНР и ЛНР приведены в повышенную боевую готовность
Эдуард Басурин – заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики (ДНР) – заявил, что вооруженные силы ДНР находятся в высокой степени боевой готовности в...

МОК решил спасти Крушельницкого
Международный олимпийский комитет (МОК) помог российскому керлингисту Александру Крушельницкому избежать пожизненной дисквалификации.Накануне наш олимпиец, в допинг-пробе которого был...

О чем «кричит» рейтинг компаний рунета Forbes
Журнал Forbes опубликовал рейтинг 20-ти самых дорогих компаний российского интернета на начало 2018 года. Отмечается, что в него «ворвались» сервис онлайн-бронирования Biletix, интернет-магазин...

Курс доллара стало лихорадить на «минутках» ФРС
Реакция курса доллара на публикацию протокола последнего заседания ФРС США (так называемых "минуток") оказалась довольно хаотичной. Затем после некоторых раздумий инвесторы посчитали...

Читайте нас в соцсетях

 

25 февраля 2018

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На Исторической сцене Большого театра с аншлагом прошел юбилейный концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.


Пять лет назад здесь же, на Исторической сцене Большого, ансамбль Моисеева справлял свое 75-летие. В официальных речах его все так же называли "визитной карточкой нашей страны", аплодисменты гремели, труднейшую программу артисты танцевали все с тем же захватывающим драйвом и техническим мастерством. Настоящий "день сурка", который, однако, не отдает рутиной или пресной стабильностью. Напротив — он заставляет заново прожить каждое мгновение, вглядываясь в наизусть знакомые номера Моисеева, вошедшие в историю наравне с классическими шедеврами вроде "Теней" Мариуса Петипа или "лебединого" акта Льва Иванова.

На самом деле репертуар "советского" ансамбля — будь то "Хота", русское "Лето" или матросское "Яблочко" — классичен в самом прямом значении слова. Солист Большого театра Игорь Моисеев, заставший в его репертуаре дореволюционные балеты Горского и Петипа, ставил свои народные танцы по канонам XIX века: унифицируя кордебалет, используя лейтмотивы одинаковых движений, расчерчивая сцену мгновенно меняющимся рисунком кордебалетных перестроений и взрывая ласкающую глаз сценическую геометрию сольными вариациями, трио, квартетами. Попутно Моисеев оттачивал классическую технику артистов — заставлял их тянуть подъемы, выворачивать ноги, вскидывать большие батманы выше головы и садиться в глубочайшие плие. Понятно, что такой — дореволюционной — культурой не обладали ни советские, ни нынешние авторы, работающие в народном стиле. И потому понятно, что обновить репертуар (а это, казалось бы, обязательно для любого живого коллектива) ансамблю невероятно сложно.

И все же ансамбль не просто жив, он выглядит преступно молодо. В бодрую юбилейную программу, составленную преимущественно из динамичных массовых номеров, включили танцы, вошедшие в репертуар уже после смерти отца-основателя. Удачно вписался в моисеевский стиль адыгский танец "Тляпатет" Аслана Хаджаева. Красавицы в длинных платьях, чертящие на сцене кружева рисунков своими плавными, но быстрыми переходами, отбивающие ритм трещотками и туфлями на платформах, напоминающими японские гэта,— пряная и экзотичная деталь в арсенале моисеевцев. Живое, изощренное и на удивление своевольное корейское "Трио" с веерами (подарок Ким Чен Ира, поклонника моисеевцев,— вождь прислал в Москву и балетмейстера, и костюмы) могло бы занять место на любом балетном балу, потеснив какой-нибудь "Танец с барабанами".

Пополняется репертуар и хорошо забытым старым. Номер "Рок-н-ролл" при своем рождении в 1961 году (после возвращения ансамбля из триумфальных гастролей по США) носил название "Назад к обезьянам", но сатирический камуфляж не скрыл упоительности ультрасовременного (в те времена) танца. Сумасшедшие трюки заокеанских "обезьян" вызывали экстаз зрителей, ущемляя права истинно народных танцев, а потому цековские кураторы порекомендовали Моисееву забыть об американской "сатире". Хореограф все-таки протащил рок-н-ролл на сцену — под видом плясок чертей и ведьм в "Ночи на Лысой горе". Теперь возобновили исходный танец — под джаз-бэнд, который составили солисты ансамблевого оркестра, и артисты отожгли его с фантастическим мастерством и демонстративным удовольствием — будто рок-н-ролл изобретен вчера.

Артисты моисеевской школы — вот второй залог очевидного бессмертия труппы, которой нипочем 80 лет социальных, политических и экономических катаклизмов. Как и пять лет назад, наповал сразили 12-летние дети, станцевавшие внешне незатейливый, но адски изнурительный белорусский "Крыжачок" — этакий искус, которому подвергаются все новобранцы ансамбля. Присев до полного растяжения голеностопа, втянув костлявые попки, максимально откинув назад намеренно деревянный корпус, высоко вскидывая колени и проскакивая на опорной ноге так плавно, чтобы из воображаемого стакана воды, поставленного на голову, не пролилось ни капли, юные моисеевцы огибали этим шажком гигантскую сцену Большого театра, сияя улыбками. И никто (кроме тех, кто испытал "Крыжачок" на себе) не заподозрил бы, что в этом танце ноги отсыхают уже на пятом шаге, брюшной пресс сводит судорогой, а лицо — гримасой боли. Чем мотивируют детей, за полгода превращая их в аскетов и героев, как воспитывают их волю, самообладание и послушание — секрет моисеевской фирмы, который породившему ансамбль государству так и не удалось раскрыть. А то бы понаделало тут гвоздей.

к источнику новости