Конфликт между США и Израилем - тенденции и последствия
Саммит «Совещание министров по обеспечению будущего мира и безопасности на Ближнем Востоке», который организовали США, буквально только что завершился в Варшаве. Первоначально он...

Прогноз погоды на месяц: в Гидрометцентре сообщили о раннем наступлении весны
Согласно прогнозу погоды от Гидрометцентра, климатическая весна в этом году на большей части территории нашей страны будет тёплой, при этом наступит она рано.Так, синоптики утверждают, что...

Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
Курс доллара резко вырос к рублю на вечерних торгах среды после новостей о подготовке в Сенате США более жестких санкций против России. Курс доллара вырос на 63 копейки - - до 66,43 рубля к 23.12 мск,...

Прогноз погоды на две недели: синоптики назвали дату прихода климатической весны
В Гидрометцентре РФ рассказали, когда на большую часть России придёт климатическая весна.По словам синоптиков, несмотря на то, что сейчас в большинстве регионов страны стоит не по-зимнему...

Курс доллара: рубль обвалился после публикации Financial Times
Курс доллара резко подскочил к рублю на вечерних торгах вторника после публикации Financial Times о готовящихся санкциях из-за инцидента в Керченском проливе. Курс доллара вырос на 41 копейку - до...

Россия может столкнуться с кризисом добычи алмазов
Николай Похиленко – российский геолог, ведущий учёный в области алмазодобычи, академик РАН – заявил, что в ближайшие 20 лет наша страна может столкнуться с кризисом добычи алмазов.По его...

Стало известно, каким будет iPhone SE 2
Корпорация Apple может презентовать продолжение смартфона iPhone SE уже осенью этого года.Пока официально неизвестно, какими техническими характеристиками будет оснащён новый гаджет. Однако...

Макрона обвинили в злоупотреблении дипломатией
Марин Ле Пен – глава партии «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт») – считает, что президент страны Эммануэль Макрон использует дипломатический кризис в отношениях с...

Государственная регистрация продукта – особенности
Зачем нужна регистрацияКроме описанных выше причин, есть и еще одна. Товары, прошедшие один раз госрегистрацию (если имеются все остальные документы), могут продаваться на территории стран,...

Путешествие по Италии на арендованном авто
На автомобиле удается повидать больше мест, даже тех, куда не ходит общественный транспорт – это небольшие деревни, горнолыжные курорты, необычные достопримечательности.Потому путешествие...

Генсек НАТО сделал неожиданное заявление о ДРСМД
Йенс Столтенберг – генеральный секретарь НАТО – сделал неожиданное заявление о планах североатлантического блока в отношении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности...

В США назвали условие допуска наблюдателей из РФ на выборы президента Украины
Курт Волкер – спецпредставитель США по Украине – назвал условие допуска наблюдателей из России на президентские выборы, которые пройдут в «незалежной» 31 марта.По его словам, российских...

Читайте нас в соцсетях

 

18 февраля 2019

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На Исторической сцене Большого театра с аншлагом прошел юбилейный концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.


Пять лет назад здесь же, на Исторической сцене Большого, ансамбль Моисеева справлял свое 75-летие. В официальных речах его все так же называли "визитной карточкой нашей страны", аплодисменты гремели, труднейшую программу артисты танцевали все с тем же захватывающим драйвом и техническим мастерством. Настоящий "день сурка", который, однако, не отдает рутиной или пресной стабильностью. Напротив — он заставляет заново прожить каждое мгновение, вглядываясь в наизусть знакомые номера Моисеева, вошедшие в историю наравне с классическими шедеврами вроде "Теней" Мариуса Петипа или "лебединого" акта Льва Иванова.

На самом деле репертуар "советского" ансамбля — будь то "Хота", русское "Лето" или матросское "Яблочко" — классичен в самом прямом значении слова. Солист Большого театра Игорь Моисеев, заставший в его репертуаре дореволюционные балеты Горского и Петипа, ставил свои народные танцы по канонам XIX века: унифицируя кордебалет, используя лейтмотивы одинаковых движений, расчерчивая сцену мгновенно меняющимся рисунком кордебалетных перестроений и взрывая ласкающую глаз сценическую геометрию сольными вариациями, трио, квартетами. Попутно Моисеев оттачивал классическую технику артистов — заставлял их тянуть подъемы, выворачивать ноги, вскидывать большие батманы выше головы и садиться в глубочайшие плие. Понятно, что такой — дореволюционной — культурой не обладали ни советские, ни нынешние авторы, работающие в народном стиле. И потому понятно, что обновить репертуар (а это, казалось бы, обязательно для любого живого коллектива) ансамблю невероятно сложно.

И все же ансамбль не просто жив, он выглядит преступно молодо. В бодрую юбилейную программу, составленную преимущественно из динамичных массовых номеров, включили танцы, вошедшие в репертуар уже после смерти отца-основателя. Удачно вписался в моисеевский стиль адыгский танец "Тляпатет" Аслана Хаджаева. Красавицы в длинных платьях, чертящие на сцене кружева рисунков своими плавными, но быстрыми переходами, отбивающие ритм трещотками и туфлями на платформах, напоминающими японские гэта,— пряная и экзотичная деталь в арсенале моисеевцев. Живое, изощренное и на удивление своевольное корейское "Трио" с веерами (подарок Ким Чен Ира, поклонника моисеевцев,— вождь прислал в Москву и балетмейстера, и костюмы) могло бы занять место на любом балетном балу, потеснив какой-нибудь "Танец с барабанами".

Пополняется репертуар и хорошо забытым старым. Номер "Рок-н-ролл" при своем рождении в 1961 году (после возвращения ансамбля из триумфальных гастролей по США) носил название "Назад к обезьянам", но сатирический камуфляж не скрыл упоительности ультрасовременного (в те времена) танца. Сумасшедшие трюки заокеанских "обезьян" вызывали экстаз зрителей, ущемляя права истинно народных танцев, а потому цековские кураторы порекомендовали Моисееву забыть об американской "сатире". Хореограф все-таки протащил рок-н-ролл на сцену — под видом плясок чертей и ведьм в "Ночи на Лысой горе". Теперь возобновили исходный танец — под джаз-бэнд, который составили солисты ансамблевого оркестра, и артисты отожгли его с фантастическим мастерством и демонстративным удовольствием — будто рок-н-ролл изобретен вчера.

Артисты моисеевской школы — вот второй залог очевидного бессмертия труппы, которой нипочем 80 лет социальных, политических и экономических катаклизмов. Как и пять лет назад, наповал сразили 12-летние дети, станцевавшие внешне незатейливый, но адски изнурительный белорусский "Крыжачок" — этакий искус, которому подвергаются все новобранцы ансамбля. Присев до полного растяжения голеностопа, втянув костлявые попки, максимально откинув назад намеренно деревянный корпус, высоко вскидывая колени и проскакивая на опорной ноге так плавно, чтобы из воображаемого стакана воды, поставленного на голову, не пролилось ни капли, юные моисеевцы огибали этим шажком гигантскую сцену Большого театра, сияя улыбками. И никто (кроме тех, кто испытал "Крыжачок" на себе) не заподозрил бы, что в этом танце ноги отсыхают уже на пятом шаге, брюшной пресс сводит судорогой, а лицо — гримасой боли. Чем мотивируют детей, за полгода превращая их в аскетов и героев, как воспитывают их волю, самообладание и послушание — секрет моисеевской фирмы, который породившему ансамбль государству так и не удалось раскрыть. А то бы понаделало тут гвоздей.

к источнику новости