Раскрыта тайна Стоунхенджа
Британские учёные раскрыли загадку Стоунхенджа – самого знаменитого доисторического сооружения на планете.Они установили, что знаменитый архитектурный памятник, который начали возводить...

Учёные подтвердили, что собаки понимают отдельные слова
Учёные одного из американских университетов, наблюдая за работой мозга собак, подтвердили, что наши четвероногие любимцы умеют различать слова и способны запоминать их смысл.В частности,...

Опубликован список самых посещаемых городов мира
Эксперты транснациональной финансовой корпорации Mastercard опубликовали ежегодный отчёт, в рамках которого исследуются тенденции в области туризма и путешествий в 162 городах мира.В рамках...

Баварское восстание
Свежо, как 60 лет назадВосстание, землетрясение – именно так мировые СМИ описывают итоги прошедших 14 октября выборов в региональный парламент (ландтаг) Баварии. Итоги весьма печальные для...

Куда вкладывать деньги в России: «кошки», «звезды» и прочие
«Есть ли смысл инвестировать в российские активы»? — задается вопросом журнал «Эксперт» в связи с публикуемым в понедельник рейтингом 200 компаний-инвесторов в российскую экономику....

Российская экономика обречена остаться нефтегазовой
Журнал «Эксперт» впервые в России провел масштабное исследование инвестиций российских компаний в основные фонды. На основе исследования составлен рейтинг 200 самых активных инвесторов....

Один из самых удачных за последние 10 лет
Как говорится в информационном сообщении на сайте Минфина РФ, профицит российского бюджета за январь – сентябрь 2018 года составил 2 548 223,0 млн рублей, или 3,5% ВВП. Таким образом, тренд на...

Ученые нашли способ диагностировать рак при помощи воды
Учёные нашли способ диагностировать онкологические заболевания на ранней стадии при помощи обыкновенной воды.Изучив два вида антигенов Tn, которые появляются в 90 % случаев развития рака...

В Кремле пообещали принять ответные меры в случае гонений против УПЦ на Украине
Дмитрий Песков – глава президентской пресс-службы – прокомментировал появившиеся в СМИ сообщения о том, что украинские радикалы планируют проведение рейдерских захватов и нападения...

В Роскосмосе назвали сроки оглашения результатов расследования аварии «Союза»
Сергей Крикалёв – исполнительный директор Роскосмоса – рассказал представителям СМИ, когда следует ожидать результатов расследования аварии, которая произошла накануне при старте...

США в следующем году ожидают снижение нефтяных цен
Как сообщает Минэнерго США в 2019 году спрос и предложение на нефть будут практически сбалансированы, что поспособствует снижению цен на нефть, сообщает Прайм. «Цены на нефть выросли в...

Трамп может ошеломить
Никки Хейли уходит по-еврейскиОфициальное заявление уже сделано. Да, итоговая дата ухода не определена (говорят, что она может продолжить работу до конца этого года), однако сам факт ее ухода...

Читайте нас в соцсетях

 

17 октября 2018

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На Исторической сцене Большого театра с аншлагом прошел юбилейный концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.


Пять лет назад здесь же, на Исторической сцене Большого, ансамбль Моисеева справлял свое 75-летие. В официальных речах его все так же называли "визитной карточкой нашей страны", аплодисменты гремели, труднейшую программу артисты танцевали все с тем же захватывающим драйвом и техническим мастерством. Настоящий "день сурка", который, однако, не отдает рутиной или пресной стабильностью. Напротив — он заставляет заново прожить каждое мгновение, вглядываясь в наизусть знакомые номера Моисеева, вошедшие в историю наравне с классическими шедеврами вроде "Теней" Мариуса Петипа или "лебединого" акта Льва Иванова.

На самом деле репертуар "советского" ансамбля — будь то "Хота", русское "Лето" или матросское "Яблочко" — классичен в самом прямом значении слова. Солист Большого театра Игорь Моисеев, заставший в его репертуаре дореволюционные балеты Горского и Петипа, ставил свои народные танцы по канонам XIX века: унифицируя кордебалет, используя лейтмотивы одинаковых движений, расчерчивая сцену мгновенно меняющимся рисунком кордебалетных перестроений и взрывая ласкающую глаз сценическую геометрию сольными вариациями, трио, квартетами. Попутно Моисеев оттачивал классическую технику артистов — заставлял их тянуть подъемы, выворачивать ноги, вскидывать большие батманы выше головы и садиться в глубочайшие плие. Понятно, что такой — дореволюционной — культурой не обладали ни советские, ни нынешние авторы, работающие в народном стиле. И потому понятно, что обновить репертуар (а это, казалось бы, обязательно для любого живого коллектива) ансамблю невероятно сложно.

И все же ансамбль не просто жив, он выглядит преступно молодо. В бодрую юбилейную программу, составленную преимущественно из динамичных массовых номеров, включили танцы, вошедшие в репертуар уже после смерти отца-основателя. Удачно вписался в моисеевский стиль адыгский танец "Тляпатет" Аслана Хаджаева. Красавицы в длинных платьях, чертящие на сцене кружева рисунков своими плавными, но быстрыми переходами, отбивающие ритм трещотками и туфлями на платформах, напоминающими японские гэта,— пряная и экзотичная деталь в арсенале моисеевцев. Живое, изощренное и на удивление своевольное корейское "Трио" с веерами (подарок Ким Чен Ира, поклонника моисеевцев,— вождь прислал в Москву и балетмейстера, и костюмы) могло бы занять место на любом балетном балу, потеснив какой-нибудь "Танец с барабанами".

Пополняется репертуар и хорошо забытым старым. Номер "Рок-н-ролл" при своем рождении в 1961 году (после возвращения ансамбля из триумфальных гастролей по США) носил название "Назад к обезьянам", но сатирический камуфляж не скрыл упоительности ультрасовременного (в те времена) танца. Сумасшедшие трюки заокеанских "обезьян" вызывали экстаз зрителей, ущемляя права истинно народных танцев, а потому цековские кураторы порекомендовали Моисееву забыть об американской "сатире". Хореограф все-таки протащил рок-н-ролл на сцену — под видом плясок чертей и ведьм в "Ночи на Лысой горе". Теперь возобновили исходный танец — под джаз-бэнд, который составили солисты ансамблевого оркестра, и артисты отожгли его с фантастическим мастерством и демонстративным удовольствием — будто рок-н-ролл изобретен вчера.

Артисты моисеевской школы — вот второй залог очевидного бессмертия труппы, которой нипочем 80 лет социальных, политических и экономических катаклизмов. Как и пять лет назад, наповал сразили 12-летние дети, станцевавшие внешне незатейливый, но адски изнурительный белорусский "Крыжачок" — этакий искус, которому подвергаются все новобранцы ансамбля. Присев до полного растяжения голеностопа, втянув костлявые попки, максимально откинув назад намеренно деревянный корпус, высоко вскидывая колени и проскакивая на опорной ноге так плавно, чтобы из воображаемого стакана воды, поставленного на голову, не пролилось ни капли, юные моисеевцы огибали этим шажком гигантскую сцену Большого театра, сияя улыбками. И никто (кроме тех, кто испытал "Крыжачок" на себе) не заподозрил бы, что в этом танце ноги отсыхают уже на пятом шаге, брюшной пресс сводит судорогой, а лицо — гримасой боли. Чем мотивируют детей, за полгода превращая их в аскетов и героев, как воспитывают их волю, самообладание и послушание — секрет моисеевской фирмы, который породившему ансамбль государству так и не удалось раскрыть. А то бы понаделало тут гвоздей.

к источнику новости